Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»

Литература

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012. № 273-ФЗ, Указом президента РФ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05. 2012г.; на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственного стандарта общего образования, а также на основе авторской Про­граммы по литературе В.Я. Коровиной (авторы В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.П. Полухина, В.И.Коровин, И.С.Збарский) и учебника В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина (М.: Про­свещение, 2014).
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Положением о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области; в рабочей программе также учитываются основные идеи и положения Основной образовательной программы, базисного учебного плана МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области», опыт разработки функционирующих авторских программ.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения. Курс ли­тературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления исто­рико-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оцени­вать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Как часть образовательной области «Филология» литература тесно связана с предметом «Русский язык».Русская литература является источником обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.
Изучение литературы в 5 классе основной школы направле­но на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманисти­ческим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патрио­тизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и тео­ретико-литературных понятий;• овладение умениями чтения и анализа художественных произведе­ний с привлечением базовых литературоведческих понятий и не­обходимых сведений по истории литературы; поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; выявления в произ­ведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содер­жания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний. Цели изучения литературы могут быть достигну­ты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Сле­довательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с клас­сическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоин­ствами, выражающими жизненную правду, общегу­манистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать художественные произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение возможными алгоритмами постижении смыслов заложенного в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию;
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебнойм деятельности, речевом самосовершенствовании.
Место предмета «Литература» в учебном (образовательном) плане.
Учебный план МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области» предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме – 102ч.                 
                                   Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительное отношение к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и ком­муникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Ли­тература» в основной школе проявляются в умениях:
- понимать проблему,   выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказыва­ниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих инте­ресов;
- работать с разными источниками информа­ции, находить ее, анализировать, использовать в самосто­ятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной шко­лы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведе­ний русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и за­рубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпо­хой их написания, выявление заложенных в них вневре­менных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литератур­ных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, ком­позиции, изобразительно выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания   произведения   (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терми­нологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям рус­ской литературы и культуры, сопоставление их с духов­но-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произве­дениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное вос­приятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств рус­ского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать уст­ные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связан­ные с тематикой, проблематикой изученных произведе­ний, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явле­ния словесного искусства; эстетическое восприятие произ­ведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функ­ции,    роли   изобразительно выразительных   языковых средств в создании художественных образов литератур­ных произведений.

Учителя

СОЛОМОНОВА Татьяна Петровна - учитель русского языка и литературы высшей категории.

С 2000 г - преподаватель спецдисциплин в АФ ГОУ ОГУ, с 2005 г.- заведующий учебной частью, с 2007 г.- заместитель директора по учебной и научной работе. В 2013 году избрана по конкурсу на должность заведующего кафедрой педагогического образования. Защита кандидатской диссертации Т.П. Соломоновой по теме «Формирование аналитических умений старшеклассников в гуманитарном образовании» (2010). 

Награждена: Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ (2006); Почетной Грамотой ОГУ (2007); Почётными грамотами и благодарностями районного отдела образования, Главного управления образования (2000); Акбулакского филиала государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет»; Грамотой Акбулакского района (2010,2013). Ветеран педагогического труда. Является автором 20 научных и учебно-методических работ. В числе изданных трудов —2 монографии, 2 учебных пособия. 

С 2012 г - учитель русского языка и литературы Акбулакского лицея.   

Руководитель победителя районной олимпиады по русскому языку (2014 г.).

Специальность по диплому - учитель русского языка и литературы. 

Общий стаж 31 год, педстаж 31 год. 

Ученая степень: кандидат педагогических наук (2010)

Курсы БПК - 2011 г.