Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»

Русский язык

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании» от 29. 12. 2012 № 273, Указом президента «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05. 2012г, концептуальными положениями Примерной программы «Русский язык» 5-9 классы и программы по русскому языку для основной школы к учебнику для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Е.А.Быстровой. В рабочей программе также учитываются преемственность с примерными программами начального общего образования, опыт разработки функционирующих авторских программ, Образовательная программа и учебный план МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области».
Основные цели и задачи изучения русского (родного) языка в основной школе.
·         Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
·         воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры; воспитание интереса и любви к русскому языку;
·         совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков , обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
·         освоение знаний о русском языке, об устройстве языковой системы и её функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете.
Задачи обучения русскому языку в основной школе:
·         осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его самобытности, уникальности, эстетического богатства родного языка;
·         формирование умений и навыков свободного и грамотного владения устной и письменной речью в основных видах речевой деятельности, овладение русским языком как средством общения в разных сферах и ситуациях его функционирования, развитие готовности к взаимодействию и взаимопониманию в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах, потребности к речевому самосовершенствованию;
·         усвоение системы знаний о русском языке;
·         формировании метапередметных умений и способов деятельности: определять цели предстоящей деятельности, последовательность действий и оценивать достигнутые результаты; опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; формирование способности извлекать информацию из различных источников, преобразовывать её.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Русский язык» к концу 6 класса.
Речевая деятельность.
Аудирование. Фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа; формулировать вопросы по содержанию текста; замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка.
Чтение. Понимать коммуникативную цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения; составлять конспект прочитанного текста; оценивать степень понимания содержания прочитанного текста; прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста.
Говорение. Создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы; владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики); строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка (Причастие — это особая форма глагола или самостоятельная часть речи?).
Письмо. Владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану), правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания; писать изложения по публицистическим, художественным
текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства; вводить в текст изложения элементы сочинения (типа рассуждения, описания, повествования); писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста; составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи); совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки.
Текстоведение. Проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, средства связи предложений, строение текста, языковые и речевые средства, характерные для данного текста).
Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование. Владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа лог, поли, фон и т. п.); пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
Лексикология и фразеология. Разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их употреблять; пользоваться разными видами толковых словарей; верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; определять синтаксическую роль слов разных частей речи; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.
Орфография. Применять орфографические правила, объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический анализ текста, находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в VI классе. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами
Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; интонационно выразительно читать предложения изученных видов; составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной; проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи. Применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения; строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила; проводить пунктуационный анализ текста; аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен:
                                                                          Знать / понимать:
1)определения, изученные в 6 классе; основные языковые единицы, речеведческие понятия;
2)орфографические, пунктуационные правила.
                                      Речевая деятельность:
1)воспринимать устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
2)определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
3)вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
                                           Чтение:
1)осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания;
2)дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
3)разбивать текст на составные части и составлять сложный план;
4)самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
5)прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заготовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
6)выразительно читать художественные и научно – учебные тексты.
                                          Говорение:
1)пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста – рассуждения;
2)подробно и выборочно пересказывать художественные повествовательные тексты;
3)сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
4)строить небольшое по объёму устное высказывание на заданную тему;
5)соблюдать последовательность и связность изложения.
                                           Письмо:
1)подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
2)сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
3)строить письменные высказывания на заданную тему;
4)соблюдать последовательность и связность изложения;
5)собирать материал к сочинению и систематизировать его;
6)составлять сложный план и на его основе создавать текст;
7)использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
8)употреблять синонимы, повторы слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений.

Нормы оценок по русскому языку

«Нормы оценки...» призваны обеспечивать оди­наковые требования к знаниям, умениям и навы­кам учащихся по русскому языку. В них устанав­ливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографиче­ской и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки зна­ний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за раз­личные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они ра­ботали или работают к моменту проверки. На уро­ках русского языка проверяются: 1) знание полу­ченных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных спо­собов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководство­ваться следующими критериями: 1) полнота и пра­вильность ответа; 2) степень осознанности, понима­ния изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное оп­ределение языковых понятий; 2) обнаруживает по­нимание материала, может обосновать свой сужде­ния, применить знания на практике, привести не­обходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает матери­ал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последова­тельности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаружи­вает знание и понимание основных положений дан­ной темы, но: 1) излагает материал неполно и до­пускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глу­боко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непо­следовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаружи­вает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает ма­териал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последую­щим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаружи­вает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не толь­ко за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное вре­мя), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались от­веты учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки ор­фографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связ­ные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса — 90—100 слов, для 6 класса — 100—110, для 7 клас­са — 110—120, для 8 класса— 120—150, для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учи­тываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет ус­воение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из сле­дующего количества слов: для 5 класса— 15—20, для 6 класса — 20—25, для 7 класса — 25—30, для 8 класса — 30—35, для 9 класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой те­мы, а также обеспечивать выявление прочности ра­нее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изу­ченным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представле­ны не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ра­нее орфограмм и пунктограмм включаются основ­ные: они должны быть представлены 1—3 случая­ми. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в б классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунк­тограмм, в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в 8 классе — 24 различных ор­фограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе — 24 раз­личных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включать­ся только те вновь изученные орфограммы, кото­рые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе — не бо­лее 5 слов, в 6—7   классах — не более 7 слов, в 8—9 классах — не более 10 различных слов с не­проверяемыми и труднопроверяемыми написания­ми, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе — до кон­ца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учи­тываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школь­ную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, не­правильные написания, искажающие звуковой об­лик слова, например: «рапотает» (вместо рабо­тает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значе­ния для характеристики грамотности. При подсче­те ошибок две негрубые считаются за одну. К не­грубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных соб­ственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существи­тельных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступаю­щими в роли сказуемого;
5) в написании ы и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Ни­кто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхож­дения;
8) в случаях когда вместо одного знака препина­ния поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последователь­ности.
Необходимо учитывать также повторяе­мость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написа­ния заключены в грамматических {в армии, в ро­ще; колют, борются) и фонетических {пирожок, сверчок) особенностях данного слова
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать дру­гое (опорное) слово или его форму {вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий —резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправле­ний и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуацион­ных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутст­вии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, ес­ли среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в кото­ром допущены 4 орфографические и 4 пунктуаци­онные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунк­туационных ошибок, или 7 пунктуационных оши­бок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуацион­ных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пункту­ационных ошибок, если среди тех и других имеют­ся однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в ко­тором допущено до 7 орфографических и 7 пунк­туационных ошибок, или б орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оце­нивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества оши­бок, учитываемых при выставлении оценки за дик­тант, следует принимать во внимание предел, пре­вышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматическо­го) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных зада­ний рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выпол­нил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуацион­ные ошибки, допущенные при выполнении дополнитель­ных заданий, учитываются при выведении оценки за дик­тант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы про­верки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5—9 классах прово­дятся в соответствии с требованиями раздела про­граммы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изло­жения: в 5 классе — 100—150 слов, в 6 классе — 150—200, в 7 классе— 200—250, в 8 классе — 250—350, в 9 классе — 350—450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подроб­ных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе — 0,5—1,0 страни­ца, в 6 классе — 1,0—1,5, в 7 классе — 1,5—2,0, в 8 классе — 2,0—3,0, в 9 классе — 3,0—4,0.
К указанному объему сочинений учитель дол­жен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обсто­ятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащих­ся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяют­ся: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использо­вать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение язы­ковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается дву­мя отметками: первая ставится за содержание и ре­чевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за со­держание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивает­ся по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуаци­онных и грамматических.

Учителя

ПАЩЕНКО Тамара Михайловна, образование высшее педагогическое, отличник образования, учитель русского языка и литературы высшей категории. Руководитель победителей и призеров Всероссийского движения «Отечество. Растим патриотов» в 2003, 2004 гг. Тамара Михайловна активно работает по развитию творческих способностей учащихся. Руководитель литературного объединения «Перо надежды». Подготовила лауреатов областного литературного конкурса "Капитанская дочка" в 2004, 2005, 2009 гг, победителей районных, областных и Всероссийских конкурсов сочинений учащихся "Великая Отечественная война глазами детей XXI века" в 2005 г., "Война коснулась моей семьи" в 2004 г. Руководитель победителей конкурса научно-исследовательских работ школьников на научно-практической конференции ОГУ "Горизонты науки XXI века" (2006 г.). Учащиеся Тамары Михайловны ежегодно показывают высокие результаты при сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. Руководитель призера регионального этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку (2010 г.) и по литературе (2013 г.). Руководитель призеров Всероссийского заочного конкурса "Познание и творчество", лауреатов общероссийской предметной олимпиады "Олимпус" (2012г.). Руководитель победителя районного фестиваля "Здравствуй, мир!", конкурсов "Святыни Оренбургской области" и "Мое село в годы войны"  (2012г.). Руководитель победителей районного фестиваля "Люблю тебя, Россия!" (2012г., 2014г.). Руководитель призеров научно-практической конференции АФ ОГУ "Юность. Наука. Культура." (2012 г.), районной НПК "Дети - творцы XXI века" (2006-2013 гг.). Руководитель победителей областного конкурса детского литературного творчества "Рукописная книга" (2014г.). Руководитель призеров районного конкурса "Люблю тебя, Россия!" (2015г.) В 2014-2015 учебном году высший балл на ЕГЭ по русскому языку - 95, в 2015-2016 году 93 и 96 баллов. Ее ученик стал призером в VI региональной открытой научно-практической конференции "Мир науки: интеллект, творчество, культура - 2016" в секции "Филология и литературоведение". В 2016 году администрация МБОУ Лицей признала Пащенко Т. М. победителем конкурса "Учитель года - 2016"
Специальность по диплому - учитель русского языка и литературы.
Общий стаж - 41 лет, педстаж - 38 лет.
Курсы БПК - 2014г.