Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»

Окружающий мир

Рабочая программа является приложением к образовательной программе начального общего образования и разработана на основе нормативных документов:
· Федеральный закон № 273 ФЗ «Об Образовании» в РФ ст. 13, 18 (п.4).
· Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»)
· Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
· Планируемые результаты начального общего образования,
· Программа по окружающему миру. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир 1 класс: Просвещение. 2011 г.(Сборник программ «Система учебников «Перспектива»1-4 классы).
· Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год;
· Базисный (образовательный) учебный план образовательных учреждений Российской Федерации
· Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год
Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта УМК «Перспектива» для 1-4 классов.
Цели и задачи курса
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребенка:
– уважительного отношения к семье, городу или деревне, а также к региону, в котором он проживает, к России, ее природе и культуре, истории;
– понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимания своего места в нем;
– модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
– психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного предмета «окружающий мир» в учебном плане.
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа и материал УМК рассчитана на 270 ч: 1 класс — 33 учебные недели 66 ч 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Окружающий мир» в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД).
Личностные: нравственно-этическая ориентация.
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий.
Познавательные общеучебные: широкий спектр источников информации.
Познавательные логические: анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия.
Коммуникативные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Планируемые личностные результаты.
У выпускника будут сформированы (базовый уровень):
-        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
-        широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
-        учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-        ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
-        способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
-        основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
-        ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-        знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
-        развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
-        эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-        установка на здоровый образ жизни;
-        основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
-        чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования (повышенный уровень):
-        внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения;
-        выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
-        устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
-        адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
-        положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-        компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
-        морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-        установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
-        осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
-        эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Планируемые метапредметные результаты. 2 класс:
Регулятивные универсальные учебные действия.
Выпускник научится (базовый уровень):
-          определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно (1 четверть);
-          преобразовать цель деятельности на уроке в учебную задачу с помощью (2 четверть);
-          планировать учебную деятельность на уроке (3 четверть);
-          воспринимать оценку учителя и адекватно ее аргументировать (3 четверть);
-          высказывать свою версию, предлагая способы ее проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике) (4 четверть).
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
-          формулировать тему и цели урока совместно с учителем;
-          выдвигать версии и составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
-          работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
-          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этим критерием
Познавательные универсальные учебные действия.
Выпускник научится (базовый уровень):
-        находить необходимую информацию для решения учебной задачи в один шаг (2 четверть);
-        находить необходимую информацию в предложенных учителем учебниках, словарях, энциклопедиях (1 четверть);
-        сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям (1 четверть);
-        отличать высказывания от других предложений (1 четверть), отличать истинные и ложные высказывания (4 четверть);
-        составлять небольшие письменные тексты (ответы на вопросы) (3 четверть).
-        составлять план небольшого текста – повествования (4 четверть);
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
-        вычитывать все виды текстовой информации;
-        осуществлять анализ и синтез;
-        пользоваться разными видами чтения;
-        извлекать информацию, представленную в разных формах;
-        перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; пользоваться словарями, справочниками;
-        устанавливать причинно-следственные связи;
-        строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится (базовый уровень):
-                    оформлять свои мысли в устной и письменной речи (на уровне небольшого текста) (2 четверть);
-                    слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему, ключевые слова (2 четверть);
-                    совместно договариваться о правилах общения и поведения, оценки и самооценки и следовать им (3 четверть);
-                    учиться выполнять различные роли в паре, группе (лидера, исполнителя, критика) (4 четверть);
-                    самостоятельная постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (4 четверть).
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень):
-          оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации с помощью учителя;
-          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
-          высказывать и обосновывать свою точку зрения;
-          слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
-          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Обучающийся научится:
называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
определять стороны горизонта; " находить на глобусе океаны и материки;
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
перечислять времена года в правильной последовательности;
измерять температуру;
кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, отражённые в старинных названиях месяцев;
называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России;
перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
определять дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);
находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
называть несколько лекарственных растений и определять, какие их части используют для лечебных целей;
характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
находить созвездия Кассиопеи и Льва на звёздном небе. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся на конец 2 класса.
       Учащиеся должны знать:
— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
— некоторые экологические связи в природе;
— особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
— изученные правила поведения в природе;
— особенности охраны здоровья в разное время года;
— народные названия месяцев;
— народные приметы и присловья о временах года;
— дни-погодоуказатели, характерные для климата своего края;
— главные календарные праздники народов своего края.
Учащиеся должны уметь:
— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
— различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
— объяснять на примерах некоторые экологические связи;
— выполнять изученные правила поведения в природе;
— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
— разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
— загадывать и отгадывать загадки народов своего края о явлениях живой и неживой природы;
— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Особенности организации контроля по окружающему миру
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
•          Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;
•          Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
•          Итоговый контроль   в формах
-тестирование;         
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные работы:
•          Комплексная работа по итогам обучения
•          Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления   деятельности.
        Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих не снижение оценки
Ошибки:
.           неправильное определение понятия, замена существенной характеристики
,           понятия несущественной;
.           нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
.           неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
.           ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
.           незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
.           отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
.           ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
.           неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
.           преобладание при описании объекта несущественных его признаков; О неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющие отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
.           отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
.           неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
.           неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой отметки (оценки) при устном ответе:
"5" /отлично/ выставляется, если учебный материал излагается полно, логично, отсутствуют ошибки или имеется один недочет, ученик может привести примеры из дополнительной литературы.
"4" /хорошо/ - ответ полный, но имеются незначительные нарушения логики изложения материала.
"3" /удовлетворительно/ - ответ раскрыт не полно, осуществляется по наводящим вопросам, имеются отдельные нарушения в логике изложения материала.
"2" /плохо/ - ответ не раскрывает обсуждаемый вопрос, отсутствует полнота и логика изложения учебного материала.
Нормы оценок при письменном контроле соответствуют общим требованиям.
Для письменного контроля используются письменные проверочные работы, не требующих развернутого ответа с большой затратой времени, проверочные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Диагностика усвоения основных предметных знаний
Во 2 классе предусматривается для контроля и диагностики усвоения предметных знаний по курсу предусмотрено ведение «Рабочей тетради» (Плешаков А.А., Новицая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 4-е. М., «Просвещение», 2012), в которой представлены контрольные вопросы и задания «Проверь себя». В конце учебного года предусмотрена тестовая контрольная работа по основным темам года и интегрированная проверочная работа.


Учителя

КОТОВА Елена Петровна, образование высшее педагогическое, учитель начальных классов. С начала трудовой деятельности до 2014 года работала учителем начальных классов в Акбулакской СОШ № 2. В 2014 г. принята в Акбулакский лицей. Победитель районного конкурса «Сердце отдаю детям» (2007 г). Награждена грамотой Главного управления образования (1997 г), Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2008 г), грамотами Акбулакского районного отдела образования за подготовку учащихся к олимпиадам. Обладатель гранта Президента РФ в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в конкурсе "Лучшие учителя России" (2008 г). Руководитель победителей районного фестиваля "Здравствуй, мир!" (2005 - 2014 гг.). Руководитель победителей IV Всероссийской олимпиады «Вот задачка» (2014 г.), руководитель победителей Всероссийской олимпиады по математике в проекте «Инфоурок» (2014 г.). Руководитель победителей районных олимпиад по предметам (ежегодно).

Руководитель призера районного конкурса "Новогодний калейдоскоп", призера Всероссийской олимпиады для школьников образовательного портала Минобр.орг., дипломанта Всероссийского творческого конкурса "Пластилиновая ворона", дипломанта международного конкурса детского творчества "Краски", дипломанта областного творческого конкурса "Мой друг светофор" (2015г).

Специальность по диплому - учитель начальных классов. 

Общий стаж 29 лет; педстаж – 29 лет.

Курсы БПК - 2014 г.