Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»

Чтение

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» является приложением к образовательной программе начального общего образования и разработана на основе нормативных документов:

·      Федерального закона № 273 ФЗ «Об Образовании» в РФ ст. 13, 18 (п.4).

·      Федерального и регионального компонентов Государственного стандарта начального общего образования; (Приказ Мин.обр. от 06.10.2009 г. № 373)

·      Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

·      Примерной Программы начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011;

·      Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. – М.: Просвещение, 2011

·      Учебного плана лицея на 2015-2016 учебный год.

·      Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год;

Цели обучения

Программа направлена на достижение следующих целевых установок:

·         целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения:

·         приобщение ребенка к литературе как к искусству слова;

·         духовно – нравственное совершенствование личности;

·                         формирование позитивного мировосприятия и познавательных возможностей младшего школьника.
          Основные задачи:

Ø развивать коммуникативно-речевые умения и навыки, обеспечивающие потребность в чтении литературных произведений, их свободное чтение и самостоятельное извлечение информации из прочитанного текста;

Ø формировать уважительное отношение детей к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;

Ø обеспечить младшим школьникам понимание художественного произведения;

Ø развивать внимание к слову как к средству создания образа; учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление; развивать поэтический слух,

Ø научить на практическом уровне различать художественные и научно-познавательные литературные произведения;

Ø развивать интерес к литературному чтению ,потребность в постоянном чтении книги ,      расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров

Ø формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,

Ø создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Ø Актуализация обучения младших школьников:
• Углублять читательский опыт детей.
• Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».

Ø Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:

Ø 1. Развитие навыков чтения:
- развитие навыка осознанного и правильного чтения,
- выработка плавного чтения целыми словами,
- проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин,
- проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца,
- развитие темпового чтения.

Ø 2.Развитие выразительности чтения и речи:
-чтение вслух и чтение про себя,
- развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных,
- произносить скороговорки и чистоговорки,
- обучение орфоэпическому чтению,
- обучение чтению по ролям.

Ø Обогащение опыта творческой деятельности:
1.Обогащение опыта эстетического восприятия:
- формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира,
- развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире,
- формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи.
2. Развитие умения выразить свои впечатления:
- проводить игры со словами,
- коллективно сочинять различные истории,
- составлять рассказы на свободные темы.
3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений:
- рисование красками,
- словесными описаниями,
- рассказ по собственному рисунку,
- придумывание своей концовки.
4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы:
- приобщать к миру поэзии,
- развивать поэтический вкус.
5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:
Знать: средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),
жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),
знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, Л.А.Виноградской, В.Г.Горецкого из расчета 34 недели по 4 часа в неделю, 136 часов в год.                                                                              

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

— наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

— 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;

— имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

Учащиеся должны уметь:

— читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;

— читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

— читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

— практически различать сказку, рассказ и стихотворение;

— объяснять заглавие прочитанного произведения;

— высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

— устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;

— пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

— делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

— отгадывать загадки;

— находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;

— различать слова автора и героев;

— определять тему произведения по заглавию;

— различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;

— находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

— ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;

— составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-               самостоятельно выбирать и читать книги;

-               высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

-               определять содержание книги по заглавию, аннотации;

-               находить в словаре значение неизвестного слова.

                                                                    3.    Результаты изучения учебного предмета

При изучении литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1 - 4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие результаты изучения курса (в соответствии с требованиями ФГОС).

Личностные :

Ø формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Ро­дину, российский народ и историю России;

Ø осознание своей этнической и национальной принад­лежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Ø формирование уважительного отношения к иному мнению, к истории, культуре других на­родов;

Ø развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освое­ние социальной роли обучающегося;

Ø развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Ø формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Ø развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчиво­сти, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Ø развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных си­туациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные :

Ø способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления;

Ø умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной зада­чей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения резуль­тата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструк­тивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и лич­ностной рефлексии;

Ø овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответ­ствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме;

Ø овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классифика­ции по родо-видовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

Ø готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Ø выражать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, а также с уважением воспринимать другие.

Предметные результаты:

Ø понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохране­ния и передачи нравственных ценностей и традиций;

Ø осознание значимости чтения для личностного развития;

Ø формирование представлений о ми­ре, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

Ø осознание значимости умения хорошо читать для успешности обучения по всем учебным предметам;

Ø формирование потребности в систематическом чтении;понимание роли чтения,

Ø использование различных видов чтения (ознакомительное, изу­чающее, выборочное, поисковое);

Ø умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Ø достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетент­ности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элемен­тарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно- популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

Ø умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

5. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Контроль и оценка результатов обучения осуществляется на основании:

1.Методическое письмо Министерства образования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»,    оценки достижений планируемых результатов в начальной школе

2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе, М.: Просвещение, 2011 г.

Личностные результаты

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

•          самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

•          смыслоообразование— поиск и установление личностного смысла учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

•          морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

       Лич­ностные результаты выпускников на ступени начально­го общего образования в полном соответствии с требовани­ями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

Ø способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;

Ø умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

Ø умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

    

   Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

Ø решение задач творческого и поискового характера,

Ø учебное проектирование,

Ø итоговые проверочные работы,

Ø комплексные работы на межпредметной основе,

Ø мониторинг сформированности основных учебных умений.

Оценка предметных результатов

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме портфеля достижений и учитываются при определении итоговой оценки.

       Формы представления образовательных результатов:

·           устные ответы обучающихся,

·           таблица мониторинга навыка чтения (способ чтения , правильность, осознанность. выразительность чтения)

·         табель успеваемости по предметам

·         тексты итоговых диагностических контрольных работ,

·         портфолио (творческие работы учащихся: тематические сочинения, а так же рассказы, сказки стихотворения собственного сочинения )

·         письменные работы,

·         комплексная оценка результатов обучения, включающая сформированность УУД,

·         портфель достижений (накопительная оценка, полученная в ходе текущего и промежуточного оценивания).

·         результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных и личностных качеств обучающегося, УУД.

 

Критерии оценок:

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

·         Способ чтения: чтение целыми словами.

·         Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

·         Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.

·         Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты.

Темп чтения 35-50 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии – 50-70 слов в минуту.

   Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

·         Выразительное чтение текста;

·         Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);

·         Выразительное чтение наизусть;

·         Составление простого плана;

·         Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;

·         Работа с детской книгой и т.д.

Для организации текущей и итоговой проверки используются следующие виды работ:

·         тексты для фронтальной проверки навыка чтения с заданиями на понимание прочитанного;

·         тестовые работы. включающие задания в соответствии с рабочей программой;

·         устные и письменные ответы на вопросы

·         контрольные работы для проверки умения работать с текстом и книгой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

-        искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-        неправильная постановка ударений (более двух);

-        чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-        неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

-        неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-        нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-        нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

-        монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

-        не более двух неправильных ударений;

-        отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-        осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

-        неточности при формулировке основной мысли произведения;

-        нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

 

Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.

Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.

Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.

Учителя

КОТОВА Елена Петровна, образование высшее педагогическое, учитель начальных классов. С начала трудовой деятельности до 2014 года работала учителем начальных классов в Акбулакской СОШ № 2. В 2014 г. принята в Акбулакский лицей. Победитель районного конкурса «Сердце отдаю детям» (2007 г). Награждена грамотой Главного управления образования (1997 г), Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2008 г), грамотами Акбулакского районного отдела образования за подготовку учащихся к олимпиадам. Обладатель гранта Президента РФ в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" в конкурсе "Лучшие учителя России" (2008 г). Руководитель победителей районного фестиваля "Здравствуй, мир!" (2005 - 2014 гг.). Руководитель победителей IV Всероссийской олимпиады «Вот задачка» (2014 г.), руководитель победителей Всероссийской олимпиады по математике в проекте «Инфоурок» (2014 г.). Руководитель победителей районных олимпиад по предметам (ежегодно).

Руководитель призера районного конкурса "Новогодний калейдоскоп", призера Всероссийской олимпиады для школьников образовательного портала Минобр.орг., дипломанта Всероссийского творческого конкурса "Пластилиновая ворона", дипломанта международного конкурса детского творчества "Краски", дипломанта областного творческого конкурса "Мой друг светофор" (2015г).

Специальность по диплому - учитель начальных классов. 

Общий стаж 29 лет; педстаж – 29 лет.

Курсы БПК - 2014 г.

  ПРОНЕНКО Мария Владимировна, образование высшее педагогическое, учитель начальных классов 1 категории. Обладательница 2 места в районном конкурсе библиотекарей (2009 г.), 2 места в районном конкурсе "Образование и СМИ" (2009 г.), 3 места в конкурсе "Библиотекарь года" (2010 г.),  2 места в районном конкурсе библиотекарей "Молодой специалист" (2011 г.). Награждена грамотами РОО за творческое и добросовестное отношение к работе (2010 и 2012 гг.).

Общий стаж 7 лет, педстаж 5 лет.
Специальность по диплому - учитель начальных классов. 
Курсы БПК - 2015 год.