Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе авторской программы: Программы Основы безопасности жизнедеятельности 5- 11 классы/ авт.-сост. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – изд., «Просвещение». 2014.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана для учащихся 9 класса МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»
Цели и задачи изучения основ безопасности жизнедеятельности:
1. Безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
2. Понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности.
3. Принятие учащимися ценностей гражданского общества, прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти.
4. Антиэкстремистское мышление и антиреррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека.
5. Отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.
6. Готовность и способность учащихся к нравственному совершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
Формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Формирование индивидуальной системы здорового образа жизни.
Выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.
1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
3.Комплексная программа основного общего образования, среднего (полного) общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности (авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова - Москва, Просвещение, 2011 г.);
4. Учебный план МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области» на 2015/2016 учебный год.
5.Образавательная программа МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»
6.Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области».
Для реализации программы на её изучение необходимо предусмотреть по 1 ч. учебного времени в неделю во всех классах (с 5 – 9 класс).
35 часов в год
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:
Знать:
ü основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
ü потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
ü меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
ü основные положения Концепции национальной безопасности РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
ü систему взглядов, принятых в РФ, по обеспечению личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
ü наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
ü организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в РФ;
ü законодательную нормативно – правовую базу РФ по организации борьбы с терроризмом;
ü правила поведения при угрозе террористического акта;
ü государственную политику противодействия наркотизму;
ü основные меры по профилактике наркомании;
ü права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
ü основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
ü рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
ü приемы и правила оказания первой медицинской помощи.
Уметь:
ü доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
ü предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
ü соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);
ü действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;
ü соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;
ü перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время ЧС;
ü пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
ü оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ü выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
ü невосприимчивости к вредным привычкам;
ü обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
ü безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
ü подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, ближний, дальний и международный туризм);
ü проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков:
Все тестовые задания оцениваются:
1) правильный ответ 1 балл; 2) отсутствие ответа или неправильный ответ – 0 баллов
Критерии оценивания:
«2» - менее 25% правильных ответов;
«3» - от 25 до 50 % правильных ответов
«4» - от 50 до 75 % правильных ответов;
«5» от 75 % и более правильных ответов
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.