Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»

Русский язык

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями) 2004 года, Примерной программы по русскому языку и Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9кл., 10-11 кл. / сост. Е.И. Харитонова.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе общего среднего полного образования в объеме 210 часов. В том числе: в Х классе - 105 часов (2 час предусмотрены Федеральным базисным учебным планом и 1 час из компонента ОУ для углубленного изучения предмета, общее количество – 105 часов в год), в IХ классе -105 часов ( 2 часа предусмотрены Федеральным базисным учебным планом и 1 час из компонента ОУ для углубленного изучения предмета). Итого на изучение курса русского языка в Х-ХI классе отводится 210 часов.

          Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы для общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка 10-11 классы (автор программы В.В.Бабайцева), а также на основе поурочного планирования к учебному комплексу по ред. В.В. Бабайцевой.

Для углубленного изучения русского языка в 10-11 классах рекомендовано использовать УМК Бабайцевой В.В., т.к. данная завершенная линия для школ и классов с углубленным изучением русского языка, соответствует Программе углубленного изучения русского языка (изд. «Дрофа» 2010). В УМК входят учебник «Русский язык. 10-11 кл. (автор В.В.Бабайцева), учебники «Русский язык». Теория. 5-9 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений, «Тесты к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 кл.»/ О.С. Иссерс Н.А. Н.А. Кузьмина.- 2-е изд. Стереотип.-М: Дрофа, 2006., «Анализ слова и предложения / В.В. Бабайцева.- М.:Издательство «Экзамен», 2014

Общие цели учебного предмета для ступени обучения.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:

·         Воспитание гражданина и патриота, формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

·         Развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, получению высшего гуманитарного образования;

·         Углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

·         Овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицирорвать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

·         Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой компетенции.

Эти цели обусловливают следующие задачи:

·         совершенствовать коммуникативную и культуроведческую компетенции;

·         формировать целостное представление о системе русского языка, углубить и расширить объем теоретических сведений, установить между ними системные связи;

·         развитие мышления;

·         воспитание патриотизма, духовности, эстетики;

·         формировать функциональный подход к тексту при обучении речи;

·         учить понимать современное состояние языка в историческом контексте;

·         совершенствовать навыки грамотного письма;

·         совершенствование языкового чутья;

·         формирование навыков научно-исследовательской работы, умение пользоваться словарями, справочниками, средствами ИКТ

Указанные цели и задачи отвечают требованию стандарта: «Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета».

Планируемые результаты изучения учебного предмета (на ступень)

В результате изучения русского языка выпускник должен

знать/понимать:

v Функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитиии русского языка,

формах существования русского национального языка. литературном языке и его признаках;

системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;

v понятие языковой нормы, ее функкций, современные тенденции в развитиии русского литературного языка;

v компонентны речевой ситуации;

v основные условия эфеективности речевого общения;

v основые аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;

уметь:

v проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;

v разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;

v проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических разговорных и художественных текстов;

v оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

v объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;

аудирование и чтение:

v использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, озакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

v извлекать необходимую информацию из различных источиков: учебно-научных текстов, справочной литературы. средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

v владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;

говорение и письмо:

v создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно - научной ( на материале изучаемых учебных дисципли),деловой сферах общения ;редактировать собственный текст;

v применять в практике речевого общения основыне орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические русского языка;

v применять в практике письма орфографические ипунктуационные нормы современного русского литературного языка;

v соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждеии дискуссионных проблем;

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

v осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

v углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;

v совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

v увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;

v развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности и использовния языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

v удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;

v самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний.

4.1 При оценке устного ответа

Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

4.2 При Оценке диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) В переносе слов;

2) На правила, которые не включены в школьную программу;

3) В передаче авторской пунктуации.

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

1) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

2) В собственных именах нерусского происхождения;

3) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

4) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

4.3. При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

4.4. При оценивании тестовых задания

Оценка «5» ставится за тест при 95-100 % правильных ответов

Оценка «4» ставится за тест при 85-94 % правильных ответов

Оценка «3» ставится за тест при 65-84 % правильных ответов.

Оценка «2» ставится за тест при менее 65% правильных ответов.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Учителя

КОПЫТЬКО Татьяна Григорьевна, образование высшее педагогическое, директор лицея высшей категории, закончила аспирантуру, член совета директоров Академических школ России, учитель русского языка и литературы высшей категории. Автор проекта "Развитие образовательной среды лицея". Награждена премией губернатора Оренбургской области в 2007 г. Подготовила победителей районной и областной олимпиады по литературе, конкурса "Капитанская дочка". Участник международного проекта "Школы-партнеры". Руководитель победителей конкурса научно-исследовательских работ школьников на научно-практической конференции ОГУ "Горизонты науки XXI века". Обладатель премии губернатора Оренбургской области (2010г.). Победитель областного конкурса "Персона года" (2011г.). Руководитель призера НПК ОГУ в секции "Университетский округ" (2012г.).
Общий стаж - 35 лет, педагогический стаж - 35 лет. Специальность по диплому - учитель русского языка и литературы. Курсы БПК - 2011 г (учитель), 2014 г (директор).