Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»

Литература

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стан¬дарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухи¬на; под ред. В.Я. Коровиной. - М: Просвещение, 2008)., с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования в полном соответствии с авторской программой В.Я.Коровиной (Литература. 10-11 класс. Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И. – М.: «Просвещение» 2011).
В рабочей программе также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами начального общего образования, опыт разработки функционирующих авторских программ, учебный план МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области».

Главными целями изучения предмета «Литература»  в 10 классе являются:
•  формирование духовно развитой личности, обладающей гумани¬стическим мировоззрением, национальным самосознанием и обще¬российским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
•  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации лич¬ности;
•  постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понима¬нии образной природы искусства слова, опирающийся на принци¬пы, единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
•  последовательное формирование умений читать, ком¬ментировать,   анализировать   и   интерпретировать   художественный текст;
•  овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, зало¬женных в художественном тексте (или любом другом речевом вы¬сказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
•  овладение важнейшими общеучебными умениями и универсаль¬ными  учебными  действиями   (формулировать  цели  деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
•  использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Таким образом, задачи литературного образования в 10  классе:
1.    На основе сформированного в 5-9 классах представления о литературе как виде искусства выявить характер и принципы взаимодействия литературы с другими видами искусства и общие закономерности развития художественной культуры, научить понимать её внутренние законы и применять полученные знания в процессе творческого чтения, отличать подлинно художественные произведения от явлений «массовой культуры».
2.    На основе понимания «языка» литературы как вида искусства совершенствовать умения и навыки школьников анализе литературного произведения как объективной художественной реальности.
3.    Выработать представления о художественном мире литературного произведения, закономерностях творчества писателя, о месте русской литературы в мировом литературном процессе, определить на основе принципа историзма диалектическую взаимосвязь традиции и новаторства, преемственность литературных эпох.
Достижение поставленных целей и задач предполагает:
- чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;
- формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;
- формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;
- развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;
- развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью
Владение читательской культурой подразумевает, что ученик к концу старшей школы владеет следующими умениями:
•    видит за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощённую в слове);
•    проявляет интерес к обозначаемым словом реалиям или понятиям (к культурно-историческому семантическому ореолу слова);
•    находит в произведении непонятные для себя, «тёмные», места и задумывается над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения);
•    ощущает литературное произведение как неповторимый художественный мир;
•    умеет относиться к литературному произведению как к своеобразному художественному языку, который нужно освоить для того, чтобы понять его автора;
•    формирует собственную точку зрения, высказывает ее и аргументирует.
  
                                      Требования к результатам освоения литературы  в 10 классе
Поставив перед собой такую серьёзную задачу, как задача понимания неоднозначных художественных смыслов, учитель не может не осознавать, что имеет дело с учениками разной степени мотивированности и «продвинутости» в предмете. Отсюда вытекает принцип необходимости реальной индивидуализации, которая может быть осуществлена в ходе многоуровневого подхода к преподаванию курса литературы.
По различию читательских установок и читательского мастерства можно выделить четыре основных уровня восприятия литературного произведения, которые и следует учитывать при преподавании литературы.
Первый уровень определяется наивно-реалистическим восприятием литературно-художественного произведения. Особенности такого восприятия были содержательно определены в работах Г.А. Гуковского: его отличает восприятие художественного произведения как реальной житейской истории; такое восприятие, будучи непосредственным для формирования осмысленного и глубокого чтения, ещё не является достаточным.
Второй уровень характеризуется умением воспринимать особенности художественного произведения как обусловленные авторской волей, а также формирующимся стремлением размышлять над прочитанным.
Третий уровень определяется умением воспринимать произведение как художественное целое, концептуально осмыслять его в этой целостности, то есть видеть в “сопряжении” художественных особенностей произведения воплощённый в этом тексте авторский замысел.
Четвёртый уровень восприятия литературного произведения характеризуется умением воспринимать это произведение в историко-литературном контексте — как в его связях с современностью и современной художественной культурой, так и в перекличках с литературной и культурной традицией. Речь идёт о видении воплощённой в произведении традиции (выражающейся в общих темах, проблемах, художественных мотивах, типах художественных образов, реминисценциях, аллюзиях, ритмических и иных цитатах) и о трансформации этой традиции, а также о полемике с современниками и предшественниками. Кроме того, этот уровень восприятия произведения характеризуется умением критически оценивать художественно-концептуальные построения автора (то есть умением на основе анализа художественного произведения рецензировать этот текст). Подобное видение художественного произведения следует расценивать как профессиональный взгляд на литературу. Однако элементы такого подхода можно и следует формировать у учеников с развитой читательской культурой.
Ни один из этих уровней художественного восприятия не реализуется в чистом виде. Тем не менее современное преподавание литературы учитывает все названные его типы, что позволяет реально осуществлять в школе разноуровневый подход к учащимся.
Проблемное восприятие произведения, анализ его художественного своеобразия будут способствовать формированию мотивации к чтению и расширению читательского опыта ученика, его продвижению на новый уровень восприятия произведения.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия;
ученик должен уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (фрагменты), в т.ч. выученные наизусть, соблюдая нормы литер. произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-  писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
                                            
                                                      Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант I) предусматривает обязательное изучение литературы  на этапе полного общего образования. Обязательное изучение литературы в 10 классе осуществляется в объеме 105  ч.

Учителя

КОПЫТЬКО Татьяна Григорьевна, образование высшее педагогическое, директор лицея высшей категории, закончила аспирантуру, член совета директоров Академических школ России, учитель русского языка и литературы высшей категории. Автор проекта "Развитие образовательной среды лицея". Награждена премией губернатора Оренбургской области в 2007 г. Подготовила победителей районной и областной олимпиады по литературе, конкурса "Капитанская дочка". Участник международного проекта "Школы-партнеры". Руководитель победителей конкурса научно-исследовательских работ школьников на научно-практической конференции ОГУ "Горизонты науки XXI века". Обладатель премии губернатора Оренбургской области (2010г.). Победитель областного конкурса "Персона года" (2011г.). Руководитель призера НПК ОГУ в секции "Университетский округ" (2012г.).
Общий стаж - 35 лет, педагогический стаж - 35 лет. Специальность по диплому - учитель русского языка и литературы. Курсы БПК - 2011 г (учитель), 2014 г (директор).