Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»

ЭК "Решение расчетных химических задач"

Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы элективного курса Богановой О.А., учителя химии высшей категории МОУ «Домбаровская средняя общеобразовательная школа № 1» Домбаровского района Оренбургской области, «Решение расчетных химических задач с использованием знаний математики и физики», защищенной на проблемных курсах учителей химии «Предпрофильная подготовка учащихся основной школы и профильное обучение химии в старшей школе», ООИПКРО, 2005 г.

Цель элективного курса: сформировать умения учащихся решать расчетные химические задачи разного уровня сложности с использованием знаний математики и физики.          

Задачи элективного курса:

•       осуществление межпредметных связей, а также связи химической науки с жизнью.

•       усиление подготовки школьников к поступлению в высшие учебные заведения, к проведению и участию в ЕГЭ по химии;

•       систематизация полученных знаний;

•       раскрытие перед учащимися практической значимости химии, ее связи с другими науками;

•       показ возможности применения химических знаний в повседневной жизни.

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

•       Образовательная программа МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»;

•       учебный план МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»;

•       положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области».

Общая характеристика элективного курса.

Одним из главных критериев усвоения химии как учебной дисциплины является умение учащихся решать расчетные и качественные задачи. Решение химических задач у многих учащихся вызывает определенные трудности, об этом свидетельствуют постоянные поиски подходов к их преодолению. Эти поиски вполне оправданы, так как именно через количественные расчеты учащиеся реализуют свои теоретические знания на практике.

   В процессе преподавания в профильных классах с углубленным изучением химии эта тема имеет особую актуальность, практическую значимость, так как на всех вступительных экзаменах по химии предлагаются задачи повышенного уровня сложности.

Наибольшую трудность при изучении химии вызывают задачи на определение состава многокомпонентной смеси веществ, качественного распознавания веществ.

Это связано с тем, что для решения таких задач необходимо глубоко понимать химические свойства изучаемых веществ, уметь анализировать, глубоко понимать, сравнивать свойства различных классов веществ, а также иметь хорошую подготовку по другим предметам.

Среди множества разнообразных химических задач наибольшие затруднения вызывают задачи, для решения которых помимо прочных химических знаний требуется владеть материалом курса физики и математики.

Например:

•         по химии: необходимо знание свойств веществ, понятий, умение выразить их химическими формулами и уравнениями;

•         по физике: знание физических величин, единиц измерения их, умение устанавливать взаимосвязь между физическими величинами;

•         по математике: знание методов расчета, нахождение части от целого и целого по его части, умение составлять пропорции и знание их свойств, умение составлять и решать алгебраические уравнения.

Задачи с использованием знаний математики и физики встречаются на всех вступительных экзаменах в высшие учебные заведения, где химия является профилирующей дисциплиной. А потому, не разобрав задачи такого типа, учитель может неумышленно лишить своего ученика шанса на поступление на химическую специальность.

Таким образом, использование знаний математики и физики при решении химических задач – необходимое звено программы, формирующее целостную картину мира.

Многие важные вопросы изучения курса химии по ряду причин исключены из школьной программы. Введение в программу теоретических вопросов способствует формированию химического мышления учащихся.

Так, связывание тепловых эффектов химических реакций с количеством вещества и решение задач на применение закона Гесса подводят школьников к формированию представлений о материальном и энергетическом единстве мира, о неуничтожимости материи и энергии, о фундаментальных законах.

Подробное изучение газовых законов позволяет объяснить многие явления, происходящие с веществами.

Рассмотрение различных способов выражения концентрации, законов электролиза показывает практическую направленность химии. Эти знания можно использовать не только в медицине, промышленности, лаборатории, но и в быту.

Комбинированные задачи позволяют учащимся адаптироваться в нестандартных условиях.

Решения олимпиадных задач подготовит учащихся к участию в школьных и районных олимпиадах.

Многие учащиеся с трудом ориентируются в многочисленных способах решения задач и, нередко, не могут выбрать тот или иной метод решения, в зависимости от условия задачи. Умения решать задачи разными способами – важный компонент программы.

Умение решать задачи разных типов пригодится учащимся в будущем, особенно тем, кто свяжет свою профессию с химией (научно-исследовательская работа, лаборатории, аптеки, да и просто в быту).

Программа предусматривает проведение лекционно-практических занятий.

Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий, выполнение домашних заданий по применению полученных знаний и дальнейшему их совершенствованию в рамках изучения курса химии. Курс завершается выполнением итоговой контрольной работой.

По окончании курса у учащихся формируется положительная мотивация к дальнейшему изучении химии, развиваются и закрепляются навыки решения задач, что необходимо при дальнейшем обучении.

Срок реализации программы.

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11-х классов химико-биологического профиля и носит предметно-ориентированный характер. Курс рассчитан на 2 учебных года по 34 часа (1 час в неделю).

 Место курса в учебном плане.

Для изучения элективного курса «Решение расчетных химических задач с использованием знаний математики и физики» в 10б классе учебный план МБОУ Лицей отводит 35 часов (1 час в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного курса обучающиеся должны

знать:

•          теоретический материал курса химии основной школы;

•          основные алгоритмы решения расчетных задач;

уметь:

•          определять тип задачи;

•          записывать уравнения реакций протекающих процессов;

•          выбирать основные расчетные формулы и их преобразовывать;

•          подставлять численные данные и производить математические вычисления.

Учителя

ЕВСТИГНЕЕВА Людмила Валентиновна, образование высшее педагогическое, учитель химии высшей категории, автор методического пособия «Справочник по химии» (2004 г.). Обладатель диплома II степени регионального конкурса учебных проектов "Intel - обучение для будущего" (2006 г.). Участник Всероссийского конкурса педагогов "Мой лучший урок" (2007 г), Всероссийского открытого конкурса "Педагогические инновации" (2007 г.). Лауреат Всероссийского конкурса педагогов в рамках ПНПО "Образование: взгляд в будущее" (2008 г.). Подготовила лауреатов Всероссийского конкурса исследовательских работ в г. Обнинске "Интеллект будущего". Руководитель победителей конкурса научно-исследовательских работ школьников на научно-практической конференции ОГУ "Горизонты науки и образования XXI века", районной научно-практической конференции "Дети - творцы XXI века" (2003 - 2008 гг.), лауреатов Всероссийского открытого конкурса "Первые шаги" (2009 г.). Победитель конкурса "Лучшие учителя России" в рамках приоритетного национального проекта "Образование" (2009 г.). Обладатель диплома II степени Всероссийского открытого конкурса "Педагогические инновации" (2009 г.). Победитель конкурса педагогов в номинации "Наставник будущих ученых" фонда "Династия" (2010, 2011 гг.). Дипломант 1 степени всероссийского конкурса педагогов "Образовательный потенциал России" (2012 г.). Руководитель победителя и лауреата НПК "Дети - творцы XXI века" (2013-2014 гг.). Руководитель призера и победителя областной олимпиады по химии ОрГМА "Первые шаги в медицину" (2013-2014 гг.). Подготовила 100-балльника на ЕГЭ по химии (2013 г.). Руководитель победителей районной предметной олимпиады по химии (2014 г.). Эксперт ГИА в новой форме и части С ЕГЭ по химии. Руководитель РМО учителей химии с 2001 г., руководитель районной творческой группы с 2002 по 2013 г. 
Общий и педагогический стаж работы 24 года.
Специальность по диплому - учитель биологии и химии.
Курсы БПК с ФГОС ООО - 2015 г.