Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области»

Русский язык

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень; Программы по русскому языку для 10 - 11-х классов (под редакцией А.И.Власенкова); Федерального компонента государственного образовательного стандарта от 5 марта 2004 года № 1089, а также на основе Программно-методических материалов и Методических рекомендаций к учебнику по русскому языку для 10-11 классов А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой (М.: Просвещение), Положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модуля). В Рабочей программе учитываются преемственность с примерными программами основного общего образования, опыт разработки функционирующих авторских программ, Образовательная программа и учебный план МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области».
Целями изучения русского языка на базовом уровне в средней (полной) школе являются:
·         Расширение знаний о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира; приобщение через изучение родного языка к ценностям национальной и мировой культуры; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией.
·         Овладение основными понятиями и категориями практической и функциональной стилистики, обеспечивающими совершенствование речевой культуры, коммуникативными умениями в различных сферах общения; выявление специфики использования языковых средств текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности.
·         Формирование активных навыков нормативного употребления языковых единиц в разных сферах общения; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание способности к самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью; совершенствование навыков чтения, аудирования, говорения и письма.
·         Приобретение опыта анализа текста с точки зрения явной и скрытой, основной и второстепенной информации; овладение разными способами информационной переработки текста.
·         Расширение круга используемых языковых и речевых средств; формирование умений активного владения синонимическими средствами языка(лексическими, грамматическими) для точного и свободного выражения мыслей, знаний, представлений и чувств в соответствии с содержанием, условиями и сферой речевого общения.
·         Развитие языкового вкуса, потребности в совершенствовании коммуникативных умений в области родного языка для осуществления межличностного и межкультурного общения; осознание роли русского языка в получении высшего образования по избранному профилю, готовности использования разных форм учебно-познавательной деятельности в вузе.
Цели и задачи обучения
·         Воспитание гражданской позиции, культуры межнационального общения; формирование отношения к русском языку как к духовной, нравственной ценности;
·         Развитие познавательной активности, коммуникативных способностей, речи и мышления на межпредметной основе, навыков самообразования и самоорганизации, использования языка в различных сферах и ситуациях общения, умения пользоваться всеми видами лингвистических словарей;
·         Усвоение знаний о языке в соответствии с Обязательным минимумом содержания среднего(полного) общего образования;
·         Закрепление и углубление знаний о языке как системе, разных языковых уровнях, единицах языка и их взаимодействии между собой, языковых нормах, функционально-стилистической системе языка;
·         расширение знаний о тексте; совершенствование навыков конструирования текста;
·         овладение умениями распознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые явления, оценивать их в соответствии с нормами русского языка, различать варианты и нарушения норм языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
·         применение полученных знаний, умений и навыков на практике, лингвистических знаний и умений на уроках литературы, при анализе литературного произведения; повышение уровня речевой культуры;
·         формирование навыков орфографической и пунктуационной грамотности, индивидуально-речевого стиля учащихся.
Место предмета в учебном плане
Предлагаемый курс русского языка рассчитан на 70 часов (2 часа в неделю: 1 час – федеральный компонент, 1 час региональный компонент)
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
·         основные уровни языка и языковые единицы, предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической и грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
·         связь языка и истории, культуры русского народа; основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
·         орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения;
·         роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
·         источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства (тропы и синтаксические фигуры);
·         лингвистические термины (литературный язык, языковая норма, речевая ситуация и её компоненты, культура речи).
Учащиеся должны уметь:
Говорение и письмо:
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского языка;
- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения;
- использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
- использовать приобретённые приёмы информационной переработки устного и письменного текста.
Аудирование и чтение:
- владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой различных стилей и жанров;
- извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
Анализ текста и языковых единиц:
- анализировать особенности употребления основных единиц языка;
- анализировать тексты различных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли, при построении высказывания.
Нормы оценок по русскому языку
«Нормы оценки...» призваны обеспечивать оди­наковые требования к знаниям, умениям и навы­кам учащихся по русскому языку. В них устанав­ливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографиче­ской и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки зна­ний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за раз­личные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они ра­ботали или работают к моменту проверки. На уро­ках русского языка проверяются: 1) знание полу­ченных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.
I. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных спо­собов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще­ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководство­ваться следующими критериями: 1) полнота и пра­вильность ответа; 2) степень осознанности, понима­ния изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное оп­ределение языковых понятий; 2) обнаруживает по­нимание материала, может обосновать свой сужде­ния, применить знания на практике, привести не­обходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает матери­ал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последова­тельности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаружи­вает знание и понимание основных положений дан­ной темы, но: 1) излагает материал неполно и до­пускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глу­боко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непо­следовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаружи­вает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает ма­териал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последую­щим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаружи­вает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не толь­ко за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное вре­мя), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались от­веты учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
II. Оценка диктантов
Диктант — одна из основных форм проверки ор­фографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связ­ные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса — 90—100 слов, для 6 класса — 100—110, для 7 клас­са — 110—120, для 8 класса— 120—150, для 9 класса — 150—170 слов. (При подсчете слов учи­тываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет ус­воение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из сле­дующего количества слов: для 5 класса— 15—20, для 6 класса — 20—25, для 7 класса — 25—30, для 8 класса — 30—35, для 9 класса — 35—40.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой те­мы, а также обеспечивать выявление прочности ра­нее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изу­ченным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представле­ны не менее чем 2—3 случаями. Из изученных ра­нее орфограмм и пунктограмм включаются основ­ные: они должны быть представлены 1—3 случая­ми. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 5 классе — 12 различных орфограмм и 2—3 пунктограмм, в б классе — 16 различных орфограмм и 3—4 пунк­тограмм, в 7 классе — 20 различных орфограмм и 4—5 пунктограмм, в 8 классе — 24 различных ор­фограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе — 24 раз­личных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включать­ся только те вновь изученные орфограммы, кото­рые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).
В диктантах должно быть: в 5 классе — не бо­лее 5 слов, в 6—7   классах — не более 7 слов, в 8—9 классах — не более 10 различных слов с не­проверяемыми и труднопроверяемыми написания­ми, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе — до кон­ца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учи­тываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школь­ную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, не­правильные написания, искажающие звуковой об­лик слова, например: «рапотает» (вместо рабо­тает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значе­ния для характеристики грамотности. При подсче­те ошибок две негрубые считаются за одну. К не­грубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных соб­ственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существи­тельных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступаю­щими в роли сказуемого;
5) в написании ы и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Ни­кто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхож­дения;
8) в случаях когда вместо одного знака препина­ния поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последователь­ности.
Необходимо учитывать также повторяе­мость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написа­ния заключены в грамматических {в армии, в ро­ще; колют, борются) и фонетических {пирожок, сверчок) особенностях данного слова
Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать дру­гое (опорное) слово или его форму {вода — воды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий —резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущено 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3 исправле­ний и более.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуацион­ных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутст­вии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, ес­ли среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в кото­ром допущены 4 орфографические и 4 пунктуаци­онные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунк­туационных ошибок, или 7 пунктуационных оши­бок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуацион­ных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пункту­ационных ошибок, если среди тех и других имеют­ся однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в ко­тором допущено до 7 орфографических и 7 пунк­туационных ошибок, или б орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оце­нивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества оши­бок, учитываемых при выставлении оценки за дик­тант, следует принимать во внимание предел, пре­вышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 4 класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматическо­го) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных зада­ний рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выпол­нил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуацион­ные ошибки, допущенные при выполнении дополнитель­ных заданий, учитываются при выведении оценки за дик­тант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено 1—2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
III. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения — основные формы про­верки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5—9 классах прово­дятся в соответствии с требованиями раздела про­граммы «Развитие навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изло­жения: в 5 классе — 100—150 слов, в 6 классе — 150—200, в 7 классе— 200—250, в 8 классе — 250—350, в 9 классе — 350—450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подроб­ных изложений в 8 и 9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе — 0,5—1,0 страни­ца, в 6 классе — 1,0—1,5, в 7 классе — 1,5—2,0, в 8 классе — 2,0—3,0, в 9 классе — 3,0—4,0.
К указанному объему сочинений учитель дол­жен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обсто­ятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащих­ся, их общего развития.
С помощью сочинений и изложений проверяют­ся: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использо­вать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение язы­ковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается дву­мя отметками: первая ставится за содержание и ре­чевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за со­держание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивает­ся по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуаци­онных и грамматических.

Учителя

Лысенко Татьяна Ивановна - учитель русского языка и литературы высшей категории. С 1982 по 2000 год работала учителем русского языка и литературы Акбулакской СОШ №2. С 2000 по 2014 год работала заместителем директора по ВРиБ в Акбулакском филиале ОГУ.  В 2007 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Формирование эстетической культуры старшеклассников сельской школы» в ОГУ. Является автором 15 научных и учебно-методических статей. В числе изданных трудов —1 учебное пособие. Награждена: Почетной Грамотой ОГУ (2007); Почетной Грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2010); Грамотой администрации Акбулакского района (2010,2013,2015); Грамотами Акбулакского РОО (1999, 2015); Грамотой Областного управления образования (1995). В 2017 году подготовила призера регионального этапа областной олимпиады по русскому языку.

Руководитель лауреата районной НПК "Дети - творцы XXI века" (2015г) и призера (2017 г.). Научный руководитель регионального этапа проекта "Судьба, опаленная Афганом", 1 место (2016 г.)

Специальность по диплому - учитель русского языка и литературы.

Кандидат педагогических наук.

Общий стаж 34 года, педстаж 34 год.

Курсы БПК - 2014 г.