Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?

МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области» 

Функциональная грамотность

Общая информация

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Банк заданий

https://fg.resh.edu.ru/;

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

https://sdo.edu.orb.ru/index.php.

Документы

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

- Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

- региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;

- муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций;

- план мероприятий образовательной организации по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций.

Мероприятия

В 2020-2021 учебном году команда МБОУ «Лицей Акбулакского района Оренбургской области» приняла участие в I Всероссийской командной олимпиаде по функциональной грамотности «Учимся для жизни-стремимся в будущее».

Педагоги-наставники: Дуесбеков Б.У. и Янченко Н.В. прошли обучение на курсе повышения квалификации «Методические особенности подготовки обучающихся к олимпиаде по функциональной грамотности».

В олимпиаде принимали участие 6 обучающихся 8-9 классов. Олимпиада состояла из 6 блоков: читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. Каждый блок состоял из нескольких заданий разного уровня сложности. Время на каждый блок выделялось 30 минут.

Практическая польза олимпиады по функциональной грамотности состояла в том, что:

- обучающиеся совершенствовали навык работы в команде.

- познакомились с заданиями, применяемых в Международных исследованиях PISA, PIRLS, TIMSS.

- научились решать проблемные задания с нестандартными условиями.

- педагоги-наставники повысили уровень профессионального мастерства.

Из 689 команд наша команда заняла 231 место по России и 4 место по Оренбургской области.


Дополнительная информация

Информация не вошедшая в состав других подразделов, соответствующую целям и задачам формирования и оценки функциональной грамотности.